Решение РБ
№ Р-659/2011 от 23.12.2011. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь


Зарегистрировано в НРПА РБ 30 декабря 2011 г. N 6/1116



Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. N 14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь"

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь".

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г. и проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" (далее - Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в Закон "О государственной службе в Республике Беларусь", направленные на уточнение законодательного регулирования отношений в сфере государственной службы в части ограничений, устанавливаемых для государственных служащих, и регламентацию вопросов повышения эффективности работы с кадрами.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Согласно Конституции Республика Беларусь провозглашена правовым государством (часть первая статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).

В Конституции установлено, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (статья 39 Конституции).

2. Положениями абзаца третьего пункта 4 статьи 1 Закона перечень ограничений, связанных с государственной службой, предусмотренный в статье 22 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь", дополняется ограничением на получение государственными служащими от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользование такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Конституционный Суд отмечает, что согласно статье 2 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов. В статье 6 этого же Закона определено, что государственная служба основывается в том числе на принципах служения народу Республики Беларусь, гласности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации. Следовательно, реализуя право на труд (часть первая статьи 41 Конституции) путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, имеющую общественную значимость, направленную на реализацию государственно-властных полномочий, что предполагает наличие определенных особенностей осуществления им служебных обязанностей. Исходя из смысла части второй статьи 59 Конституции, государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения особых публично-правовых обязанностей. Эта специфика государственной службы предопределяет правовой статус государственных служащих, который включает, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности государственных служащих, а также налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой.

Предусматриваемое Законом ограничение на получение государственными служащими от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества, а равно на пользование такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров, позволит исключить возможное влияние личной заинтересованности государственных служащих на исполнение ими служебных обязанностей.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, исключения или предпочтения, связанные с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда N 111 (1958 года) относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией.

В силу части первой статьи 1, статьи 22, части первой статьи 23, статьи 39 Конституции ограничения для государственных служащих должны отвечать интересам государственной службы и не выходить за рамки возможных ограничений конституционных прав и свобод в конституционно значимых целях.

Конституционный Суд приходит к выводу, что закрепляемые абзацем третьим пункта 4 статьи 1 Закона нормы, связанные с ограничением прав, согласуются с конституционным положением, допускающим возможность ограничения прав и свобод законом. Данные ограничения соразмерны конституционно защищаемым интересам национальной безопасности, необходимы и обусловлены конституционно признаваемыми целями защиты прав, свобод и законных интересов других лиц. При этом законодатель учитывает в определенной мере правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в решении от 7 апреля 2011 г. "О позиции Конституционного Суда Республики Беларусь по Закону Республики Польша "О Карте поляка", в части условий возможного установления государством определенных привилегий и льгот по признаку этнического родства.

Предусматриваемые Законом обязанность граждан Республики Беларусь при поступлении на государственную службу передать документы, предоставляющие права на льготы и преимущества, на время прохождения государственной службы в кадровую службу соответствующего государственного органа и последствия нарушения государственным служащим указанных требований в виде освобождения от занимаемой должности направлены на обеспечение соблюдения устанавливаемого ограничения (абзацы пятый и шестой пункта 4 статьи 1, статья 2 Закона).

Такой подход законодателя согласуется с пунктами 4 и 11 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого резолюцией ООН от 12 декабря 1996 года, определившими, что государственные должностные лица не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением; участвуют в политической или иной деятельности вне рамок их официальных обязанностей в соответствии с законами и административными положениями таким образом, чтобы не подрывать веру общественности в беспристрастное выполнение ими своих функций и обязанностей.

3. Законом вносятся изменения и дополнения в Закон "О государственной службе в Республике Беларусь", предусматривающие уточнение правовой регламентации вопросов работы с кадрами для занятия государственных должностей. В связи с этим устанавливается, что кадровые реестры государственных служащих создаются также в целях переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров (пункт 2 статьи 1 Закона). В статье 35 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь", излагаемой Законом в новой редакции, закрепляется положение о создании в Республике Беларусь надлежащих условий для подготовки, повышения квалификации, переподготовки, стажировки и самообразования государственных служащих, результаты которых являются одним из оснований для продвижения государственного служащего по службе (пункт 5 статьи 1).

По мнению Конституционного Суда, приведенные выше нормы Закона направлены на совершенствование механизма реализации закрепленных в Конституции положений, согласно которым граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах, во взаимосвязи с частью первой статьи 49 Конституции, закрепляющей право каждого на образование, и тем самым - на обеспечение эффективной деятельности государственных служащих, соответствующих высоким профессиональным требованиям.

Кроме того, указанные и иные изменения, предусматриваемые Законом, обеспечивают согласование Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. N 354 "О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций", что отвечает закрепленным в статьях 5 и 9 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" требованиям системности и согласованности нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. N 14 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь", Конституционный Суд Республики Беларусь



решил:

1. Признать Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.



Председательствующий - Председатель

Конституционного Суда 

Республики Беларусь П.П.Миклашевич

Решения РБ – смежные документы:

Дополнительно: